








|

|
Туристические
автобусы TEMSA / Российские горизонты TemSA
29.06.2004
Статья
опубликована в журнале "Колеса" №7[81] за Июль 2004 г.
На юге Турции, в 1100 км от Стамбула,
невдалеке от всемирно известной курортной зоны, есть четвертый по
величине город страны – Адана. Примечателен он не только своей историей
и архитектурой. Здесь расположена гордость турецкого автопрома – компания
TemSA. Сейчас она ищет пути активного продвижения на российский рынок.

История этого брэнда уходит своими
корнями в 1968 год, когда на только что созданное предприятие по выпуску
котлов на работу взяли 30 человек. Едва родившиеся в год основания
фирмы дети достигли совершеннолетия, как с 1984 года завод полностью
перепрофилировался на выпуск автобусов. Сегодня TemSA является третьим
по величине в Турции предприятием подобного профиля со среднегодовым
выпуском 800 пассажирских машин (лидерство принадлежит Mercedes-Benz,
на втором месте MAN). Правда, ситуация меняется. Во второй половине
80-х TemSA уверенно занимала вторую строчку, а объемы производства
вырастали до 1 200 автобусов в год. На сегодняшний день пропускная
способность трех линий конвейера исчерпана, поэтому принято решение
о строительстве четвертой. О потенциале компании красноречиво говорят
ее планы: к 2007 году она намерена выйти на уровень 2 500 единиц техники.
Основное производство здесь – сборочное. Некоторые детали, вроде передней
панели и элементов интерьера, изготавливаются непосредственно на заводе,
но основные покупаются у крупных поставщиков. Например, двигатели
– от MAN и Mitsubishi, оси и мосты – от MAN, коробки передач и рулевое
управление – от ZF, есть детали от DAF и Volvo. Для отдельных заказов
из Норвегии поставляются фары Mercedes-Benz, магнитолы – от Blaupunkt.
Всего у предприятия около 300 поставщиков: 250 турецких и 50 иностранных.
В итоге получается интернациональный продукт – европейский автобус
турецкой сборки. Вопреки бытовавшему ранее стереотипу относительно
турецких товаров, качество продукции TemSA очень высокое. Ему доверяют
заказчики ряда европей- ских стран.
Кстати, до 60-70% выпущенных автобусов направляется на экспорт. Например,
только во Франции в течение двух последних лет компания реализовала
около 600 автобусов Safari. В Австрии она выиграла тендер Post Bus,
согласно которому в 2003 году поставила клиенту 63 "почтовых"
автобуса Safari с низким уровнем пола, а всего объем поставок превысит
100 таких машин. В начале нынешнего года с одной из австрийских фирм
заключен контракт на отгрузку 44 автобусов. В последние годы TemSA
вышла на рынки Бельгии, Венгрии, Германии, Греции, Италии, Хорватии,
Чехии. Важным рынком для TemSA является собственно Турция, арабские
страны и Украина. "На новенького" в этом списке появилась
Россия. Объем реализации готовой продукции в 2003 году составил 60
млн долларов США. И, судя по всему, это не предел: в 2004 году экспортом
TemSA охвачены уже 32 страны мира. Чем же привлекательна продукция
TemSA для отечественных потребителей? Целым рядом моментов. В России
TemSA планирует работать с учетом ошибок и упущений конкурентов. С
этой целью изучены такие минусы, как высокая цена, отсутствие надлежащего
сервиса, большие сроки доставки. Во-первых, стратегия компании на
нашем рынке такова, что стоимость туристических автобусов TemSA на
20-30% ниже стоимости зарубежных аналогов. Иными словами, при заказе
даже одного автобуса речь идет об экономии десятков тысяч долларов.
Во-вторых, даже в сравнении с Mercedes-Benz турецкой сборки лайнеры
TemSA на 15-20% дешевле. В-третьих, компания обязуется осуществить
поставку готового изделия в течение двух-трех месяцев с момента оформления
заказа, а это вдвое быстрее, чем, например, у поставщиков шведской
техники.
TemSA
является единственным европейским производителем автобусов, обеспеченным
14 станциями технического обслуживания в 10 крупнейших городах России.
Наконец, компания планирует открыть в России три сервисные станции:
в Санкт-Петербурге, Москве и Тюмени. К уже существующим центрам MAN
(на автобусах TemSA стоят немецкие двигатели) добавятся мобильные
бригады, которые в случае возникновения неисправностей на технике
заказчика будут выезжать на места. Кроме того, запланировано открытие
центрального и региональных складов запасных частей. Словом, заказчик
не останется один на один со своими проблемами.
Есть и такой важный аспект, как адаптация техники к российским условиям
эксплуатации. В настоящее время завод выпускает технику, пригодную
для работы при температуре окружающего воздуха до –40 °С. Однако по
просьбе заказчика на автобусы может быть установлено дополнительное
оборудование в виде системы подогрева топлива, более мощного вентилятора
обдува ветрового стекла и отопителя, усиленных амортизаторов, улучшенной
шумо- и гидроизоляции, защиты моторного отсека.Двойное остекление
уже сейчас является стандартным оснащением.
Для
поставок в Сибирь заводчане готовы установить разделенное на сектора
панорамное стекло, утепленный пол и мотор, не имеющий проблем с запуском
при –60 °С. В принципе, в течение двух недель техническая служба и
конструкторское бюро TemSA готовы дать конкретный ответ потребителю
на его пожелания. Вообще, намерения турков в отношении российского
рынка очень серьезны. Согласно проведенным исследованиям, спрос на
подобную технику есть в столичном регионе и в Западной Сибири. Скажем,
тот же Safari может быть интересен не только туроператорам, но и транспортникам,
обслуживающим пригородные маршруты. И, конечно же, особый спрос есть
среди корпоративных пользователей. Привлекательна для клиентов как
сама цена, так и разнообразие моделей. Заказчикам предлагается пять
версий Safari в 10-, 12- и 12.8-метровом исполнении вместимостью от
48 до 63 человек. Кстати, в Москве уже есть два официальных дилера
TemSA, которые начали свою работу с показа VIP-Safari на выставке
"Комтранс-2004". Российские коллективные перевозчики и частные
бизнесмены с интересом знакомились с 40-местным лайнером, салон которого
был обшит кожей, а стекла имели затемняющую тонировку. Даже конкуренты
не удержались от соблазна разведать стоимость и комплектацию автобуса.
И у некоторых из них под ложечкой засосало: на рынок вышел новый игрок,
причем – достойный во всех отношениях.
Текст: Александр Трохачёв
Фото: автора
|